ТВОЯ ЖИЗНЬ И РАБОТА ЗАВИСЯТ ОТ ТОГО, КАК ТЫ ОТДЫХАЕШЬ
#fiveelements_adventure
Учебное пособие для начинающих яхтсменов.
Часть 2
Лавировка

Прямо против ветра парусное судно идти не может. Если
необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную
с наветренной стороны яхты, то применяется лавировка —
движение к цели курсом бейдевинд переменными галсами.

Для смены галса необходимо совершить поворот. Также
различают лавировку по ветру, когда парусное судно (обычно
парусный катамаран или швертбот-скиф) для следования
точно по ветру идут курсом бакштаг со сменой галсов, а не
курсом фордевинд. Для скоростных парусных яхт такой способ
достижения подветренной цели быстрее.

Поворотов относительно ветра существует два вида:

• Поворот оверштаг. При этом маневре нос парусного судна
пересекает линию ветра. Судно приводится до левентика,
проходит линию ветра, затем уваливается на другой галс,
до нужного курса. Такой маневр легче выполняют суда с
косым парусным вооружением — бермудским, гафельным,
латинским. Для судов с прямыми парусами такой маневр
требует очень опытного и многочисленного экипажа. Паруса
переносятся при проходе через линию ветра, и помогают
увалиться. В противном случае судно может «пропустить
левентик», потерять ход и перестать слушаться руля.

• Поворот фордевинд. При этом маневре линию ветра
пересекает корма парусного судна. Таким образом,
ветер всегда попутный и для судов с прямым парусным
вооружением представляет меньше трудностей. Зато
для парусных яхт с косым вооружением смена галса
сопровождается стремительным (и как правило, для
неопытных экипажей — внезапным) перебросом парусов
с одного галса на другой. При этом рангоут и такелаж
испытывают динамический удар. Перелетающие гики могут
либо травмировать, либо сбросить за борт зазевавшихся
людей. Чтобы избежать такого самопроизвольного
поворота, паруса переносятся под контролем экипажа.

• Галс - Отрезок пути, который проходит парусное судно от
одного поворота до другого при лавировке.
Различают левый (ветер дует в левый борт /англ. portside) и
правый (ветер дует в правый борт/ англ. starboard) галсы.
При расхождении парусных судов в ситуации пересечения
курсов судно, идущее левым галсом, обязано уступить судну,
идущему правым галсом, для избежания столкновения.
Если корабль идет под парусами и ветер дует ему в правый
борт, то говорят, что корабль идет правым галсом.

Идти одним галсом или лежать на одном галсе — так
говорят, когда несколько судов идут правым или левым галсом
одновременно.

Лечь на другой галс — значит повернуть судно так, чтобы ветер
дувший, например, в правый борт, после поворота, дул в левый.

Сделать галс — пройти какое-нибудь расстояние одним
галсом, то есть не поворачивая на другой галс.

Если же, сохраняя галс, нужно пойти под более острым углом
к направлению ветра, то говорят, что нужно не повернуть,
а «привестись к ветру».

Если наоборот, нужно увеличить угол между направлением
ветра и диаметральной плоскостью (далее ДП) лодки, то
говорят, что необходимо «увалиться под ветер».

Меняя курс относительно ветра, одновременно меняют и
положение паруса, чтобы сохранить оптимальный угол атаки
ветра к парусу. Для этого его необходимо подтягивать к ДП —
«выбирать», или же отпускать — «травить».

В зависимости от борта, с которого дует ветер, курсы
относительно ветра могут быть правого и левого галса.

Ранее, при курсовом угле ветра, равном 26 румбам, бейдевинд
правого галса в парусном флоте иногда называли штирборд,
а левого (курсовой угол ветра 6 румбов) — бакборд. Для
уточнения курса относительно ветра применялись выражения:
«корабль идет правым галсом 7 румбов к ветру» (то есть
бейдевинд при курсовом угле ветра 78°); «Корабль идет бакштаг
правым галсом 10 румбов» (то есть курсовой угол ветра 112°);
«Корабль идет штирборд полнее 6 румбов» (то есть бакштаг
при курсовом угле 12 румбов, или 135°).

Сейчас применяют также понятие «крутой бейдевинд», как
острейший курс относительно ветра, при котором парусное
судно может идти вперед (он колеблется от 3 до 6 румбов
33,3/4° до 67,1/2°); крутой и полный бакштаг (до 12 румбов
и более 12 румбов, или до 135° и более 135° соответственно).
Уваливание и приведение

В принципе, парусное судно под действием ветра должно двигаться по
прямой — всё зависит от настройки яхты. Для этого центр парусности
(ЦП) должен занимать определенное положение относительно
центра бокового сопротивления (ЦБС). Это положение является
определяющим для скорости и устойчивости хода:
- если ЦП слишком смещен вперед относительно ЦБС, яхта будет
уваливаться;
- если ЦП рядом с ЦБС – яхта будет приводиться.
У каждого яхтсмена в этом вопросе есть свои пристрастия.
В зависимости от силы ветра и конструкции яхты изменение курса
может происходить как медленно, так и очень быстро. Это означает,
что при порывистом ветре яхта гоночной конструкции для сохранения
прямолинейности движения требует постоянно небольшого
подруливания. Разумеется, любое отклонение руля рассматривается
как вредное явление, поскольку оно замедляет движение, и отнюдь не
только в теории.
Приведение – это уменьшение угла между направлением ветра и
направлением движения яхты
Уваливание – это увеличение угла между направлением ветра и
направлением движения яхты

Повороты «оверштаг» и
«фордевинд»

Поворот оверштаг

Это основной поворот на лавировке.
Поворот оверштаг – это поворот с одного галса на другой, путём
пересечения ветра НОСОМ.
Делается он против ветра и состоит из двух элементов: приведения
яхты до положения левентик и последующего уваливания на новый
галс. Для успешного поворота оверштаг необходимы хорошая скорость,
особенно при волнении, и слаженная работа экипажа на шкотах и
бакштагах. Первое условие достигается тем, что в слабый ветер или в
сильный с волной, когда скорость яхты падает от недостатка ветра или
сопротивления набегающей волны, рулевой перед поворотом слегка
уваливает судно, увеличивая тем самым скорость. Для выполнения
второго условия необходимо, чтобы все члены экипажа имели
необходимую практическую выучку.

Поворот оверштаг на современных яхтах с удлиненным бермудским
вооружением от первого движения рулем до того момента, когда
судно ложится на новый галс, происходит в считанные секунды. За
это время нужно не только положить руль, но и своевременно отдать
и вновь выбрать стаксель-шкоты. Обычно во время поворота рулевой
ограничивается двумя командами.

По первой команде — «К повороту оверштаг приготовиться!» или
просто — «К повороту!», которая подается заблаговременно, экипаж
яхты или состав ходовой вахты занимает свои места. Подветренный
стаксель-шкот отдают с лебедки и берут на руки, а в сильный ветер
оставляют на лебедке. Рулевой, если необходимо, уваливает яхту и
увеличивает скорость.

По второй команде — «Поворот!» рулевой кладет руль на ветер и
приводит судно. В это же время травят подветренный стаксель-шкот,
который уходит в момент пересечения носом яхты линии ветра. Затем
сразу же выбирают ставший подветренным стаксель-шкот.

В гонках, а особенно на гладкой воде, рекомендуется травить стаксель-
шкот в тот момент, когда парус начинает сам переходить на другой галс,
но не раньше, так как тянущая способность стакселя сохраняется, пока
он работает, и скорость при повороте не уменьшается.

Если рулевой начал поворот, не набрав нужного хода, или в момент
поворота яхта получила сильный удар встречной волной в наветренную
скулу, поворот может не выйти. Если остановившуюся яхту ветром
возвратит на прежний галс, то ничего не остается, как снова набрать
скорость и сделать вторую попытку повернуть. Обычно вторая попытка
бывает успешной.

Иногда яхта останавливается в положении левентик и получает
задний ход. Ситуация может быть достаточно опасной, при наличии
рядом других яхт и препятствий. Здесь исправить положение
можно, быстро вынеся на ветер стаксель, который и увалит яхту
на новый галс. Одновременно рулевой должен положить руль в
сторону, противоположную повороту. Поворот на заднем ходу всегда
происходит со значительной потерей высоты.

Сразу же после поворота полезно немного пройти чуть полней с не
выбранными до конца стаксель-шкотами и слегка потравленными
гика-шкотами. Это дает возможность быстрее набрать скорость на
новом галсе и избежать возникающего при повороте дрейфа. Шкоты
выбирают сразу же, как только яхта наберет ход и рулевой приведет
судно до курса крутой бейдевинд.

Во время поворота не следует резко класть руль, особенно в слабый
ветер. Работать им надо плавно. Угол, на который перекладывают руль,
не должен превышать 30—35° для легких швертботов и 40—50°
для имеющих большую инерцию килевых яхт и тяжелых крейсерских
швертботов.
Поворот оверштаг
Поворот оверштаг на заднем ходу (А)
и не получившийся поворот (Б)

Поворот «коровий оверштаг»

Поворот через фордевинд

Этот поворот осуществляется по ветру на острых и на полных (бакштаг
и фордевинд) курсах.
Поворот фордевинд – это поворот с одного галса на другой, путём
пересечения ветра КОРМОЙ

На острых курсах поворот через фордевинд обычно делают только в
самых крайних случаях (например, когда на ветре обнаруживается какое-
либо препятствие — мель, судно и т. п. — и поворот оверштаг сделать
нельзя). Чтобы сделать поворот через фордевинд, необходимо сначала
увалиться до курса чистый фордевинд, притравливая гика-шкот, затем
подобрать гика-шкоты, чтобы уменьшить расстояние перекидки гика,
пересечь кормой линию ветра и перенести грот на другой галс, после
чего привестись до курса бейдевинд, но уже на новом галсе, потравить
гика-шкоты. Исполненный таким образом поворот позволяет судну
спуститься под ветер и миновать препятствие на курсе, оставив его на
ветре.

На полных курсах поворот через фордевинд всегда делают при
перемене галса, когда ветер заходит или яхта меняет курс, пересекая
кормой линию ветра.

Иногда идти курсом чистый фордевинд нельзя: либо ветер слабый,
либо яхта сильно рыскает на попутной волне. В таких случаях можно
лечь на курс бакштаг и, сохраняя неизменным генеральный курс,
периодически менять галсы, делая повороты через фордевинд. Такое
плавание под парусами называют «лавировкой на попутном ветре» (или
лавировкой на фордевинд).

Нелишним будет заметить, что поворот через фордевинд — довольно
трудный, по сравнению с поворотом оверштаг, маневр, а в сильный
ветер — даже опасный. При неуверенном управлении рулем или
нечеткой работе на шкотах могут быть порваны паруса или поломан
рангоут.

Действия рулевого и работа экипажа при повороте через
фордевинд следующие:

— по команде «К повороту через фордевинд приготовиться!»
готовят и освобождают гика- и стаксель-шкоты;

— по команде «Поворот!» рулевой кладет руль под ветер; шкотовые
перебирают стаксель-шкот и травят гика-шкот до вант; когда корма
подойдет к линии ветра, гика-шкот быстро выбирают, чтобы к моменту
пересечения линии ветра гик оказался в диаметральной плоскости.
Как только корма пересечет линию ветра и грот пойдет на другой
галс, гика-шкот свободно травят почти до вант, чтобы избежать крена
от удара ветра и слишком быстрого приведения; затем, постепенно
выбирая гика- и стаксель-шкоты, приводятся и ложатся на новый галс.

В сильный шквалистый ветер, когда у рулевого могут появиться
сомнения, делать ли поворот через фордевинд на полном курсе, можно
сделать поворот, который у яхтсменов называется «коровий оверштаг».
При этом повороте рулевой, выбирая гика-шкоты, приводит яхту до
курса бейдевинд, делает поворот оверштаг, а потом уваливается до тех
пор, пока не ляжет на новый галс и курс с полным ветром.

При повороте через фордевинд нужно помнить о следующем:

— Слишком медленное выбирание гика-шкота, когда корма яхты
переходит линию ветра раньше, чем гик оказывается в диаметральной
плоскости, приводит к тому, что удар ветра рывком бросает грот на
новый галс. Килевую яхту при этом сильно кренит и бросает на ветер,
а швертбот, если не успеть растравить гика-шкот, в свежий ветер может
опрокинуться;
— Ошибка в повороте может привести к поломке гика, а иногда и
мачты. Швертбот в таких случаях обычно опрокидывается;
— Приведение на новом галсе с не растравленным (зажатым) гика-
шкотом вызывает большой крен; яхту так бросает на ветер, что в этот
момент ею почти невозможно управлять. При этом значительно теряется
скорость. Швертбот в такой ситуации может опрокинуться.

При обучении новичков поворотам через фордевинд и оверштаг
недостаточно двух приведенных команд. Их подают только тогда,
когда экипаж натренирован и понимает рулевого буквально с
полуслова.

Чтобы достичь такого понимания, начинающий яхтсмен должен
изучить последовательно все действия при повороте по отдельно
подаваемым командам.

Поворот через фордевинд

Человек за бортом


Действия в ситуации «Человек за бортом»
В случае падения члена экипажа за борт должны осуществляться
следующие действия:
1. Крикнуть «Человек за бортом!»
2. Назначить ответственного за то, чтобы человек в воде был
всегда в поле зрения. Желательно, чтобы ответственный всё время
указывал на человека в воде вытянутой рукой — так будет сложнее
потерять его из вида.
3. Бросить в воду то, что может помочь удержаться на воде
(спасательный круг, спасательный жилет, кранец и т.п.)
4. Нажать на карт-плоттере кнопку MOB (Man Over Board)
5. Рулевой должен сразу привестись и пройти так 5-10 длин яхты,
сделать поворот оверштаг и подойти к упавшему на малой скорости
на расстоянии 2-3 длины лодки с наветренной стороны, прикрывая
от волны. Паруса в это время должны быть убраны или максимально
растравлены
6. Кинуть с борта яхты длинный конец (бросательный линь),
чтобы выпавший мог обвязаться им. Не желательно делать поворот
фордевинд, т.к. это может привести к непредвиденным поломкам или
неожиданному для других членов экипажа удару прилетевшим гиком.
Правила расхождения судов в море

Правила расхождения парусных и моторных судов

Моторное судно должно уступить дорогу парусному судно, если оба
судна находятся вне фарватера. На фарватере, моторное судно имеет
преимущество и парусное судно должно уступать ему дорогу.

Основные принципы расхождения:
1. Левый галс уступает дорогу правому.
2. На одном галсе наветренный уступает дорогу подветренному.
3. При обгоне на одном галсе яхты связаны, тогда наветренный уступает
дорогу подветренному (в зависимости от того, кто с кем связался).
4. У знака и если яхты связаны, - наружный уступает дорогу внутреннему
Прогнозирование погоды

Хождение под парусом полностью зависит от ветра, поэтому каждый моряк
должен понимать погоду и уметь предугадывать ее изменения. Современные
электронные средства связи позволяют регулярно получать прогнозы погоды,
но эта информация часто имеет общий характер, поскольку охватывает
большие территории. Моряку же нужны подробности об изменениях погоды,
которые будут влиять на движение его яхты в течение нескольких ближайших
часов. Погода может меняться резко, а официальные метеослужбы не всегда
знают о развитии событий в конкретном районе, где свое влияние оказывают
специфические условия или особенности топографии. Например, знание
характера береговых бризов поможет шкиперу запланировать путешествие
вдоль берега так, чтобы избежать неподходящих ветров и волн, тогда условия
перехода будут наиболее благоприятными.
Мало уметь читать и понимать официальные карты погоды и прогнозы, нужно
уметь предсказывать любые возможные изменения условий, которые могут
повлиять на движение яхты в ближайшие часы.

Внешние признаки оценки силы ветра (шкала Бофорта):

0 баллов - Штиль
скорость ветра <1 узлов (<0.3 м/с)
высота волны: нет волн
на море: Море гладкое, как зеркало.
на суше: Дым поднимается строго вверх.

1 балл - Тихий ветер
скорость ветра 1-2 узлов (0.3-1.5 м/с)
высота волны: 10 см
на море: Рябь без гребешков.
на суше: Направление ветра заметно только по отклонению дыма.

2 балла - Легкий бриз
скорость ветра 3-6 узлов (1.5-3.3 м/с)
высота волны: 20 см
на море: Небольшая рябь с гребешками. Гладкие гребни не разбиваются.
на суше: Ветер чувствуется.

3 балла - Слабый бриз
скорость ветра 7-10 узлов (3.3-5.5 м/с)
высота волны: 60 см
на море: Сильная рябь. Гребни начинают разбиваться. Кое-где
появляются пенные гребешки.
на суше: Листья и маленькие ветви деревьев находятся в постоянном
движении.

4 балла - Умеренный бриз
скорость ветра 11-15 узлов (5.5-8.0 м/с)
высота волны: 1 м
на море: Небольшие волны становятся длинее, образуются
многочисленные пенные гребешки.
на суше: В воздух поднимается пыль и брошенная бумага. Ветви
деревьев приходят в движение.
Взятие рифов. Замена парусов.
Когда прогноз погоды неблагоприятный, подготовьтесь – уменьшите
площадь парусов, возьмите рифы. Всегда лучше действовать наверняка
и выполнять риф ление заранее, в хорошую погоду. Легче потом
отпустить рифы, чем ждать момента, когда усиливающийся ветер
сделает рифление трудной и опасной задачей. Чем малочисленнее
команда, тем раньше следует начинать брать рифы.

5 баллов - Свежий
скорость ветра 16-20 узлов (8.0-10.8 м/с)
высота волны: 2 м
на море: Средней величины волны приобретают более ощутимую
длинныую форму. Многочисленные пенные гребни, от которых время от
времени летят брызги.
на суше: Небольшие деревья начинают качаться.

6 баллов - Сильный
скорость ветра 21-26 узлов (10.8-13.9 м/с)
высота волны: 3 м
на море: Пенные гребни повсюду, начинают образовываться очень
большие волны. Летят брызги.
на суше: Большие деревьев ветви двигаются. Слышен свист в проводах.
Становится трудно пользоваться зонтиком.

7 баллов - Крепкий ветер
скорость ветра 27-33 узлов (13.9-17.2 м/с)
высота волны: 4 м
на море: В воздух летят пенные брызг. Ветер образует из гребешков
пены на поверхности воды длинные белые полосы.
на суше: Все деревья качаются. Сложно идти против ветра. Можно
ощутить покачивание небоскребов, особенно на верхних этажах.

8 баллов - Очень крепкий
скорость ветра 34-40 узлов (17.2-20.7 м/с)
высота волны: 5.5 м
на море: Высокие волны возрастающей длины. Края гребней волн
начинают разбиваться в водяную пыль. Пена выстраивается в четко
обозначенные линии вдоль направления ветра.
на суше: Ветки обрывает с деревьев. Ветер отклоняет направление
движения автомобилей на дороге.

9 баллов - Шторм
скорость ветра 41-47 узлов (20.7-24.5 м/с)
высота волны: 7 м
на море: Высокие волны с плотной пеной. Гребни волн закручиваются.
Из-за брызг может быть плохо видно.
на суше: Большие ветви срывает с деревьев, маленькие дервья могут
быть вырваны с корнем. Повреждаются тенты, купола цирков.

10 баллов - Сильный шторм
скорость ветра 48-55 узлов (24.5-28.4 м/с)
высота волны: 9 м
на море: Очень высокие волны. Большие лоскуты пены с гребней волн
раскрашивают море в белый цвет. Удары волн огут наносить серьезные
повреждения. Большое количество водяных брызг заполняет воздух
и затрудняет видимость.
на суше: Деревья повалены или вырваны с корнем. Плохо
прикрепленную черепицу или черепицу в плохом состоянии срывает
с крыш.

11 баллов - Жестокий шторм
скорость ветра 56-63 узлов (28.4-32.6 м/с)
высота волны: 11.5 м
на море: Исключительно высокие волны. Очень большие лоскуты пены
летят по ветру,покрывая большую часть поверхности моря. Огромное
количество брызг существенно затрудняет видимость.
на суше: Повсеместное повреждение растительности. Большие
повреждения почти всех крыш. Треснутые или погнутые из-за старения
черепичные плитки полностью разрушаются.

12 баллов – УРАГАН
скорость ветра ≥64 узлов (≥32.6 м/с)
высота волны: ≥46футов (≥14 m)
на море: Громадные волны. Море полностью белое от волн и
брызг. Воздух наполнен летящими брызгами, почти полностью
затрудняющими видимость.
на суше: Ощутимые повсеместные повреждения растительности.
Вокруг разбросаны обломки. Некоторые окна разбиты, структурные
повреждения плохо построенных сараев и подсобных помещений.

Правило номер один:
НЕ ВЫХОДИТЬ НА ВОДУ,
НЕ УЗНАВ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ

Подпишись и погнали с нами на яхтинг
Made on
Tilda