ТВОЯ ЖИЗНЬ И РАБОТА ЗАВИСЯТ ОТ ТОГО, КАК ТЫ ОТДЫХАЕШЬ
#5elements_ADVENTURE
Инструктаж по Технике Безопасности на яхте

Инструктаж по технике безопасности капитан проводит непосредственно перед выходом в море в первый день похода. Причем не только все объясняет, но и показывает: где аптечка, где огнетушители. Каждый член экипажа учится пользоваться обвязкой, примеряет и подгоняет спасжилет. Предполагается, что по основными правилами поведения на яхте экипаж проинструктирован заранее - до или непосредственно в момент заселения на яхту (инструктаж №1, инструктаж №2).
Укачивание
Плотно позавтракать - на полный желудок качка переносится легче.
Если вас укачивает, то самое худшее - спуститься в салон и начать что-то делать. Сидеть в кокпите и разглядывать что-то перед собой (например, читать книгу) тоже не стоит. Самое безопасное - стоять и смотреть на горизонт, балансируя на волне (как вариант - встать к штурвалу).
Второй безопасный вариант - в каюту, лечь и закрыть глаза. Причем максимально быстро - не тратьте время даже на то, чтобы снять мокрую одежду.
Когда начинает мутить, таблетки принимать уже поздно, это надо делать за час до выхода в море.

Мелкие травмы
При хождении босиком соблюдать осторожность, смотреть под ноги. Легко можно разбить пальцы ног о железку, которых множество на палубе. Нередки также случаи, когда человек наступает на открытый люк.
Работа со шкотами только в перчатках - бегущая веревка может содрать кожу. Также опасность представляют мертвые якоря - концы часто бывают покрыты ракушками, работать только в перчатках.
Спускаться по трапу спиной вперед и держась за поручни. Вы тысячу раз до этого сбегали вниз и все было в порядке, но только что перед вами кто-то прошел по лакированным ступеням мокрыми ногами - и вы летите вниз, как минимум отбивая себе ребра.
Не забывать про крем для загара, риск солнечного и теплового удара. В открытом море на ветру прохладно, но солнце, отражаясь от моря, жарит с удвоенной силой. Час постояли за штурвалом без майки - плечи сгорели. И даже белая майка может не защитить.
Каждый член экипажа должен знать, где находится аптечка.

Серьезные травмы
Ни в коем случае не ходить по трапу с горячими предметами: чайник, сковородка, кастрюля с борщом. Правильный порядок: один подает, другой принимает.
Серьезные травмы
Удар гиком при повороте способен раскроить череп или выкинуть человека за борт. В кокпите вам это не грозит, но находясь на палубе, будьте внимательны. Учтите, что повороты иногда происходят непреднамеренно.
Серьезные травмы
Следить, чтобы конечности и длинные волосы не попали куда не надо. Якорная лебедка или электрическая шкотовая лебедка способны отрубить палец.
Серьезные травмы
При швартовке не отталкиваться от другой яхты или от пирса ногами - может раздавить. Лучше держите наготове кранец или будьте готовы быстро отвязать не использующийся и подставить его там, где нужен.
Крышки рундуков, крышка якорного ящика - это гильотины. Держать, пристегивать, следить.

Ветер и волны
При усилении ветра до 15-20 узлов все находящиеся наверху надевают спасательные жилеты, обвязки и пристегиваются. Кроме этого, обвязки и спасжилеты одевают дети и не умеющие плавать при нахождении наверху, все без исключения - ночью, в туман, по команде капитана, а также в любой момент любой член экипажа, если у него возникло такое желание.
Нет никакого смысла надеть обвязку и не пристегнуться. Пристегиваться можно к релингам, к специальным лентам, натянутым вдоль палубы. Нельзя пристегиваться к леерам - они на это не рассчитаны и в случае чего ваш вес не выдержат.
Сначала надевается обвязка, поверх нее - спасжилет.
В качку передвигаться по палубе "на четырех", постоянно держась одной рукой за что-то прочное. При работе у мачты или на баке обязательно пристегнуться.
Каждый член экипажа должен знать, где находятся его личные спасжилет и обвязка, заранее подогнать их по размеру и уметь быстро надеть.
Спасательный жилет не предназначен для купания. В нем нельзя прыгать в воду, он может быть одноразовым - надуваться из баллончика.

Человек за бортом
Первый, кто увидел, орет ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ и следит на ним, не отрывая взгляда. Люди обычно падают за борт не при спокойном море, а в шторм человек на секунду появляется на вершине волны и тут же исчезает в ложбине между волнами.
Выбросить за борт спасательный круг, спасжилет, в конце концов - диванную подушку, если под рукой больше ничего нет.
Нажать кнопку MOB (Man Over Board) на GPS-плоттере.
Завести мотор и выполнить маневр спасения под мотором или под парусом под руководством капитана.
Если выпал за борт капитан, а вы идете под парусом - максимально быстро руль до упора в любую сторону и зафиксировать его в этом положении. Лучше, но чуть сложнее - положить яхту в дрейф: руль на ветер, не трогая паруса перейти через линию ветра, руль в обратную сторону. Дальше завести мотор и действовать по ситуации.
Пожар
Курить на борту с разрешения капитана в кокпите или на палубе с подветренной стороны (чтобы дым уносило от яхты). Не курить в салоне, каютах, во время заправки.
Загорелось масло в сковороде - просто накройте крышкой. Загорелось масло на плите - накройте противопожарной кошмой (должна быть на стене рядом с плитой). Ни в коем случае не тушить водой. Перекрыть газовую магистраль или закрутить вентиль на газовом баллоне.
Загорелся двигатель - заглушить и тушить огнетушителем, не открывая (чтобы не давать доступ воздуху) - через специальное отверстие в крышке двигательного отсека.
Каждый член экипажа должен знать, где находятся огнетушители. Сбивать пламя струей огнетушителя сверху-вниз, локализовывать - от краев к центру.
Сигналы бедствия и средства спасения
Сигнал Mayday (SOS) подается в случае неотвратимой угрозы гибели людей или судна УКВ-радиостанцией по 16-му каналу голосом и/или автоматически красной кнопкой Distress.
EPIRB - прибор, висящий в салоне или закрепленный на релинге, после включения автоматически подает сигнал бедствия через спутник.
SART - автоматический радиолокационный ответчик (Transponder).
Пиротехника - дымы (днем), ракеты и фальшфейеры (ночью) - эквиваленты Mayday. Обязательно подать два сигнала с интервалом 3-5 минут. Запускать с подветренной стороны.
Сигнал Panpan подается по рации в случае серьезной угрозы здоровью, требующей срочной эвакуации.
Спасательный плот - привязать страховочный линь, выбросить за борт (вдвоем), дернуть чтобы надуть, пересесть в плот, отрезать линь. С собой взять рацию, EPIRB, SART, воду, провиант, документы, аптечку.
Прочие меры предосторожности
Перед отходом проверить, закрыты ли люки (особенно те, которые не видны рулевому), закреплены ли вещи в салоне, на камбузе, в каютах (представьте, что яхта идет с креном в 30 градусов), проверить, что все шкафчики закрыты на защелку, в гальюне опустить крышку стульчака и закрыть вентили.
Следить за веревками - шкоты, швартовые концы, якорный канат. Окажутся за бортом, намотаются на винт - яхта окажется обездвижена. Зацепитесь ногой - улетите за борт. Поставите ногу в петлю якорного каната - пойдете на дно вместе с якорем.
При отходе и швартовке все свободные члены команды должны проявлять бдительность и быть готовы действовать по ситуации.
Купаться в дрейфе (не на якоре) только держась за трап или страховочный конец. Яхта дрейфует со скоростью один-два узла - вплавь не догоните!
Когда заводите мотор тузика, посмотрите заранее куда пойдет ваш локоть, чтобы кого-нибудь не покалечить.
Никогда не уходить на тузике без вёсел.
Made on
Tilda