Снимаемся со стоянки и через 3–4 км ниже моста подходим к порогу Паялка (3–4 к. с.). Один из самых впечатляющих и красивых порогов на реке, чья мощь практически не зависит от уровня воды в целом: здесь в узкий слив устремляется вся вода бассейна Умбы, с перепадом высоты почти 12 метров. Идём без осмотра, под чётким руководством капитанов катамаранов. Порог состоит из двух ступеней, разделённых небольшим разливом. Первая ступень, или по некоторым лоциям — порог Вознесенский, длится метров 250–300 с мощнейшими валами, в том числе и косыми. Вторая ступень, или порог Куреньгский, метров 150 с ещё более мощными валами и бочками.
Воображение дорисовывает здесь суровый лесосплав из прошлого века. Как они справлялись с этим участком реки? А сколько впечатлений здесь получили несколько поколений каякеров и байдарочников? Сейчас и мы присоединимся к их адреналиновому родео, смело заходя на нужную струю-язык! Главное, не сесть на коварные камни у входа.
На левом берегу у порога Паялка располагается Умбский рыбоводный завод. Выглядит не так пафосно, как звучит, но имеет долгую, почти столетнюю уже историю. Умбский рыбозавод был основан на базе хозяйства купца Язикова — скупщика сёмги у населения Терского берега. В сёлах ему принадлежали амбары, где складировалась скупаемая рыба. Рыба поставлялась в Архангельск, Петербург, например, в Елисеевские магазины и к царскому двору. В 1932 году на месте ныне существующего завода начали строить рыбпункт приёмки и засолки, цех вяления, коптилку, холодильник, бондарную и механические мастерские. Умбский рыбозавод был второй по величине организацией посёлка после Умбского леспромхоза вплоть до 90-х годов. В наше время на рыбозаводе помогают восстанавливать популяцию лососёвых, выпуская в реки Мурманской области около полумиллиона мальков «царской рыбы».
Буквально через 200 метров после Паялки проходим интересный порог Горка (2 к. с.). Это небольшой участок падения с мощными валами, причём вал на входе в порог имеет высоту около двух метров с опрокидывающейся шапкой воды. В этом пороге наблюдается интересная оптическая деталь: сначала мы видим всех участников экипажа-первопроходца. Потом только рулевых. Потом только загребных. Затем опять рулевых с кормы, дальше вёсла тех, кто сидит на носу. И так несколько раз, очень весело!
Пока ждём прохождения других экипажей из нашей группы, набираем с запасом пресную воду в ёмкости, потому что на морских стоянках в солёной воде готовить не будем.
Ещё метров через 500, после автомобильного моста в деревне Старая Умба, проходим завершающий порог Морской (1–2 к. с.). И с прекрасным чувством победы причаливаем к левому берегу, утепляемся, соединяем катамараны и мчимся в море!
Проходим мимо деревни Старая Умба и оказываемся в устье реки, откуда выходим в Белое море.
Умба, как говорят, была богата серебром и свинцом. В XVIII веке предприниматели задумали было разрабатывать серебряные залежи в устье реки Умбы, но забросили это дело ввиду его явной невыгодности в тяжёлых местных условиях, и вместо этого занялись первыми поставками северного леса.
В зависимости от погоды идём под мотором от двух до десяти километров, выбираем стоянку покрасивее и разбиваем там лагерь. Здесь мы 2 дня будем наслаждаться морем.